Законодательная база

назад
28.08.2011

Кодекс о недрах Украины

Раздел 1 – Кодекса о недрах Украины

Глава 1 – Основные положения

Статья 1. Понятие о недрах

Недра - это часть земной коры, расположенной под поверхностью суши и дном водоемов и простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Статья 2. Задачи Кодекса Украины о недрах

Задачей Кодекса Украины о недрах является регулирование горных отношений с целью обеспечения рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье и других потребностей общественного производства, охраны недр, гарантирование при пользовании недрами безопасности людей, имущества и окружающей природной среды, а также охрана прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Статья 3. Законодательство о недрах

Горные отношения в Украине регулируются Конституцией Украины, Законом Украины «Об охране окружающей природной среды», этим Кодексом и другими актами законодательства Украины, которые издаются в соответствии с ними.

Особенности пользования недрами при выполнении соглашения о разделе продукции, в том числе связанные с предоставлением, передачей, ограничением, временным запретом (остановкой) и прекращением права пользования недрами, а также с правовым оформлением таких отношений, регулируются Законом Украины «О соглашениях о распределении продукции »

Земельные, лесные и водные отношения регулируются соответствующим законодательством Украины.

Статья 3-1. Особенности применения норм настоящего Кодекса

«Если законами о пользование нефтегазоносными недрами, в частности Законом Украины «О газе (метане) угольных месторождений» и Законом Украины «О соглашениях о разделе продукции», установлены иные нормы, чем предусмотреные в настоящем Кодексе, применяются нормы этих законов »

Статья 4. Собственность на недра

Недра являются исключительной собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование. Соглашения или действия, которые в прямой или скрытой форме нарушают право собственности народа Украины на недры, являются недействительными. Народ Украины осуществляет право собственности на недры через Верховную Раду Украины, Верховную Раду Республики Крым и местные Советы народных депутатов.

Отдельные полномочия относительно распоряжения недрами законодательством Украины могут предоставляться соответствующим органам государственной исполнительной власти.

Статья 5. Государственный фонд недр и государственный фонд месторождений полезных ископаемых

Государственный фонд недр включает как используемые участки недр, так и участки недр, не привлеченные к использованию, в том числе континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.

Месторождения полезных ископаемых – это нагромождение минеральных веществ в недрах, на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водоемов, которые по количеству, качеству и условиям залегания пригодны для промышленного использования.

Техногенные месторождения полезных ископаемых - это места, где накопились отходы добычи, обогащения и переработки минерального сырья, запасы которых оценены и имеют промышленное значение. Такие месторождения могут возникнуть также вследствие потерь при хранении, транспортировке и использовании продуктов переработки минерального сырья.

Все месторождения полезных ископаемых, в том числе техногенные, с запасами, оцененными как промышленные, составляют Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, а все предварительно оцененные месторождения полезных ископаемых – резерв этого фонда.

Государственный фонд месторождений полезных ископаемых является частью государственного фонда недр.

Государственный фонд месторождений полезных ископаемых формируется Государственным комитетом Украины по геологии и использованию недр.

Государственный фонд недр формируется Государственным комитетом Украины по геологии и использованию недр совместно с Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда.

Статья 6. Виды полезных ископаемых

Полезные ископаемые по своему значению делятся на полезные ископаемые общегосударственного и местного значения. Отнесение полезных ископаемых к полезным ископаемым общегосударственного и местного значения осуществляется Кабинетом Министров Украины по предоставлению Государственного комитета Украины по геологии и использованию недр.

Статья 7. Компетенция Верховной Рады Украины в сфере регулирования горных отношений

К веданию Верховной Рады Украины в сфере регулирования горных отношений принадлежит:

  1. законодательное регулирование горных отношений;
  2. определение основных направлений государственной политики в области геологического изучения, использования и охраны недр;
  3. определения полномочий органов государственной исполнительной власти, местных Советов народных депутатов относительно использования и охраны недр;
  4. утверждение перечня участков недр, представляющих особую научную, культурную или природно-заповедная ценность и не могут предоставляться в пользование на условиях соглашений о распределении продукции
    4-1. установление платы за пользование недрами и рентной платы за нефть, природный газ и газовый конденсат
  5. разрешение других вопросов в сфере регулирования горных отношений.

Статья 8. Компетенция Кабинета Министров Украины в области геологического изучения, использования и охраны недр

К веданию Кабинета Министров Украины в области геологического изучения, использования и охраны недр принадлежит:

  1. реализация государственной политики в сфере регулирования горных отношений;
  2. осуществление государственного контроля за геологическим изучением, использованием и охраной недр, а также за образованием и использованием техногенных месторождений и переработкой минерального сырья;
  3. определение порядка деятельности органов государственной исполнительной власти в области использования и охраны недр, координация их деятельности;
  4. обеспечение разработки общегосударственных и региональных программ в области геологического изучения, использования и охраны недр;
  5. определение темпов использования, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы;
  6. определения порядка использования недр и их охраны, разработки и утверждения соответствующих стандартов, норм и правил;
  7. установление сбора за выдачу специальных разрешений на пользование недрами;
  8. создание единой системы Государственного информационного геологического фонда и определение порядка распоряжения геологической информацией;
  9. организация государственной экспертизы и оценки запасов полезных ископаемых;
  10. разрешение вопросов использования недр для складирования и захоронения отходов производства и других вредных веществ;
  11. утверждение перечня участков недр (месторождений полезных ископаемых), которые могут предоставляться в пользование на условиях, определенных соглашениями о распределении продукции;
  12. определение критериев признания запасов полезных ископаемых незначительными;
  13. заключение соглашений о разделе продукции;
  14. создание постоянно действующей межведомственной комиссии как уполномоченного органа по решению вопросов по организации заключения и выполнения соглашений о разделе продукции;
  15. заключение соглашений о разделе продукции по использованию участков недр в исключительной (морской) экономической зоне, на континентальном шельфе Украины
  16. разрешение других вопросов в области управления и контроля за использованием и охраной недр.

Статья 9. Компетенция Верховной Рады Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских Советов народных депутатов в сфере регулирования горных отношений

К ведению Верховной Рады Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских Советов народных депутатов на их территории в порядке, установленном этим Кодексом и другими законодательными актами, относится:

  1. предоставление недр в пользование для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения;
  2. согласование перечня участков недр (месторождений полезных
    ископаемых), которые могут предоставляться в пользование на условиях, определенных соглашениями о распределении продукции
  3. согласование ходатайств о предоставлении недр в пользование с целью геологического изучения, разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения, а также для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  4. распределение между соответствующими местными бюджетами платежей за пользование недрами, определенных этим Кодексом;
  5. разработка, утверждение и реализация местных программ развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;
  6. объявление геологических объектов, что составляют научную или культурную ценность, объектами природно-заповедного фонда местного значения;
  7. прекращение права пользования участком недр в случаях и в порядке, предусмотренных этим Кодексом;
  8. осуществление контроля за использованием и охраной недр;
  9. разрешение других вопросов в сфере регулирования горных отношений в пределах своей компетенции.

Статья 10. Компетенция сельских, поселковых, городских и районных Советов народных депутатов в сфере регулирования горных отношений

К ведению сельских, поселковых, городских и районных Советов народных депутатов на их территории в порядке, установленном этим Кодексом и другими законодательными актами, относится:

  1. согласование ходатайств о предоставлении недр в пользование с целью геологического изучения, разработки месторождений полезных ископаемых местного значения;
  2. реализация местных программ развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;
  3. ограничение деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан в случаях и в порядке, предусмотренных этим Кодексом;
  4. осуществление контроля за использованием и охраной недр;
  5. разрешение других вопросов в сфере регулирования горных отношений в пределах своей компетенции.

Статья 11. Органы, осуществляющие государственное управление в области геологического изучения, использования и охраны недр

Государственное управление в области геологического изучения, использования и охраны недр осуществляют Кабинет Министров Украины, Министерство охраны окружающей природной среды Украины, Государственный комитет Украины по геологии и использованию недр, Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда, Совет Министров Республики Крым, другие государственные органы, местные Советы народных депутатов и органы исполнительной власти на местах в соответствии с законодательством Украины.

Статья 12. Участие граждан и их объединений в осуществлении мер по рациональному использованию и охране недр

Граждане и их объединения содействуют местным Советам народных депутатов и специально уполномоченным органам государственной исполнительной власти в осуществлении мер относительно рационального использования и охраны недр.

Глава 2. Предоставление недр в пользование

Статья 13. Пользователи недр

Пользователями недр могут быть предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, а также иностранные юридические лица и граждане.

Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица Украины или других государств, объединения юридических лица, созданные в Украине или за пределами Украины (инвесторы), отвечают требованиям законодательства Украины. Объединение юридических лиц, не являющиеся юридическим лицом, может быть пользователем недр в соответствии с соглашением о разделе продукции при условии, что участники такого объединения несут солидарную ответственность по обязательствам, предусмотренными соглашением о разделе продукции

Статья 14. Виды пользования недрами

Недры предоставляются в пользование для:

  • геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения;
  • добычи полезных ископаемых;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод;
  • создания геологических территорий и объектов, которые имеют важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятки природы, лечебные, оздоровительные заведения и др.);
  • выполнения работ (осуществления деятельности), предусмотренных соглашением о разделе продукции
  • удовлетворения других потребностей.

Статья 15. Сроки пользования недрами

Недра предоставляются в постоянное или временное пользование.

Постоянным признается пользование недрами без предварительно установленного срока.

Временное пользование недрами может быть краткосрочным (до 5 лет) и долгосрочным (до 50 лет). В случае необходимости срок временного пользования недрами может быть продлен.

Течение срока пользования недрами начинается со дня получения специального разрешения (лицензии) на пользование недрами, если в нем не предусмотрено иное, а в случае заключения соглашения о разделе продукции – со дня, указанного в таком соглашении

Статья 16. Специальные разрешения на пользование недрами

Специальные разрешения на пользование недрами предоставляются победителям аукционов, кроме случаев, определенных Кабинетом Министров Украины, специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр. Порядок проведения аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами и порядок их
предоставления устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Предоставление специальных разрешений на пользование недрами осуществляется после предварительного согласования с соответствующим Советом народных депутатов вопрос о предоставлении земельного участка для указанных нужд, кроме случаев, когда в предоставлении земельного участка нет необходимости.

В случае выполнения отдельных видов работ, связанных с пользованием недрами, лицами, не указанными в специальном разрешении, ответственность за выполнение условий, предусмотренных специальными разрешениями, несет субъект, получивший специальный разрешение.

По отдельным видам пользования недрами или отдельных пользователей недр могут устанавливаться определенные ограничения, предусмотренные законодательством Украины.

Владелец специального разрешения на пользование недрами не может дарить, продавать или другим способом отчуждать права, предоставленные ему специальным разрешением на пользование недрами, другому или физическому лицу, в том числе передавать их в уставные капиталы создаваемых с его участием субъектов хозяйствования, а также вноситься как вклад в совместную деятельность.

Порядок проведения и условия конкурса на заключение соглашений о разделе продукции определяются Законом Украины «О соглашениях о разделе продукции «. Специальное разрешение на пользование недрами на условиях раздела продукции выдается на основании заключенного соглашения о разделе продукции и должно содержать все виды пользования недрами и другие данные и сведения, предусмотренные этим соглашением. Права пользования недрами могут быть переданы третьим лицам одновременно с передачей прав и обязанностей по соглашению о разделе продукции и с обязательным переоформлением специального разрешения на пользование недрами в соответствии с требованиями Закона Украины «О соглашениях о разделе продукции»

Статья 17. Горный отвод

Горным отводом является часть недр, предоставленная пользователям для промышленной разработки месторождений полезных ископаемых и целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Пользование недрами за пределами горного отвода запрещается.

Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения, строительства и эксплуатации подземных сооружений и других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предоставляются Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда, кроме случаев, предусмотренных Кодексом о недрах Украины.

Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения предоставляются Верховной Радой Республики Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими Советами народных депутатов и подлежат регистрации в органах государственного горного надзора.

При предоставлении горных отводов решаются вопрос относительно правильности разделения месторождений полезных ископаемых на отдельные горные отводы с целью предотвращения оставление вне горных отводов менее ценных участков месторождений и не пригодных для самостоятельной разработки, соблюдения требований безопасности во время проведения горных и подрывных работ при разработке месторождений полезных ископаемых и при использовании недр для других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, отвлечения опасности для людей, имущества и окружающей природной среды.

Порядок предоставления горных отводов устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Предоставление горных отводов инвесторам, с которыми заключено соглашение о распределении продукции, осуществляется на основании заключенного соглашения о разделе продукции путем оформления соответствующего акта, форма и содержание которого определяются законодательством Украины

Статья 18. Предоставление земельных участков для потребностей, связанных с пользованием недрами

Предоставление земельных участков для нужд, связанных с пользованием недрами, осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством Украины.

Земельные участки для пользования недрами, кроме случаев, предусмотренных статьей 23 Кодекса о недрах Украины, предоставляются пользователям недр после получения ими специальных разрешений (лицензий) на пользование недрами или горных отводов.

Местные Советы народных депутатов при предоставлении земельного участка для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения одновременно предоставляют в пользование и недра.

Статья 19. Предоставление недр в пользование

Недра предоставляются в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам только при наличии у них специального разрешения (лицензии) на пользование участком недр. Право на пользование недрами удостоверяется актом о предоставлении горного отвода.

При заключении соглашений о разделе продукции недра предоставляются в пользование на основании соглашения о разделе продукции с оформлением специального разрешения на пользование недрами и акта о предоставлении горного отвода

Пользование недрами осуществляется без предоставления горного отвода или специального разрешения (лицензии) в случаях, предусмотренных этим Кодексом.

Статья 20. Предоставление недр для геологического изучения

Для геологического изучения, в том числе для опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения, недры предоставляются в пользование без предоставления горного отвода после получения специального разрешения (лицензии) на геологическое изучение недр.

Опытно-промышленная разработка месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения осуществляется с целью уточнения их отдельных горно-геологических и других параметров, выбора рациональных методов добычи минерального сырья на основании проекта этих работ, согласованного с Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда. Добытые во время опытно-промышленной разработки полезные ископаемые подлежат реализации в общем порядке.

Статья 21. Предоставление недр в пользование для добычи пресных подземных вод и разработки месторождений торфа

Недра в пользование для добычи пресных подземных вод и разработки месторождений торфа предоставляются без предоставления горного отвода на основании специальных разрешений, которые выдаются после предварительного согласования с органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда и Министерства здравоохранения Украины на местах.

Статья 22. Предоставление недр для захоронения отходов производства и других вредных веществ, сброс сточных вод

Предоставление недр для захоронения отходов производства и других вредных веществ, сброс сточных вод допускается в исключительных случаях при соблюдении норм, правил и требований, предусмотренных законодательством Украины.

Недра для указанных целей предоставляются в соответствии со статьей 19 этого Кодекса по результатам специальных исследований и на основании проектов, выполненных по заказу заинтересованных предприятий, учреждений и организаций.

Статья 23. Право землевладельцев и землепользователей на добычу полезных ископаемых местного значения, торфа, пресных подземных вод и пользования недрами для других целей

Землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать для своих хозяйственных и бытовых потребностей полезные ископаемые местного значения и торф общей глубиной разработки до двух метров подземные воды для собственных хозяйственно-бытовых нужд, нецентрализованного и централизованного (проме производства фасованной питьевой воды) хозяйственно-питьевого водоснабжения, при условии что продуктивность водозаборов подземных вод не превышает 300 кубических метров в сутки и использовать недра для хозяйственных и бытовых потребностей.

Добыча полезных ископаемых местного значения и торфа с применением специальных технических средств, которые могут привести к нежелательным изменениям окружающей природной среды, согласуется с местными Советами народных депутатов и органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины на местах.

Глава 3. Права и обязанности пользователей недр

Статья 24. Права и обязанности пользователей недр

Пользователи недр имеют право:

  1. осуществлять на предоставленном им участке недр геологическое изучение, комплексную разработку месторождений полезных ископаемых и другие работы согласно условиям специального разрешения или соглашения о распределении продукции;
  2. распоряжаться добытыми полезными ископаемыми, если другое не предусмотрено законодательством или условиями специального разрешения;
  3. осуществлять на условиях специального разрешения консервирование предоставленного в пользование месторождения полезных ископаемых или его части;
  4. на первоочередное продолжение срока временного пользования недрами.
  5. пользоваться дополнительными правами, предусмотренными соглашением о разделе продукции

Пользователи недр обязаны:

  1. использовать недры в соответствии с целями, для которых они были предоставлены;
  2. обеспечивать полноту геологического изучения, рациональное, комплексное использование и охрану недр;
  3. обеспечивать безопасность людей, имущества и окружающей природной среды;
  4. приводить земельные участки, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего их использования в общественном производстве;
  5. выполнять другие требования относительно пользования недрами, установленные законодательством Украины и соглашением о распределении продукции.

Права и обязанности пользователя недрами возникают с момента получения специального разрешения на пользование недрами, а в случае предоставления права пользования недрами на условиях соглашений о разделе продукции – с момента вступления в силу настоящего Соглашения, если иное не предусмотрено этим соглашением.

Пользователь недр (инвестор), который получил специальное разрешение на пользование недрами и горный отвод или заключил соглашение о разделе продукции, имеет исключительное право осуществлять в его рамках пользование недрами в соответствии с этим специального разрешения и соглашения о разделе продукции. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в пределах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр (инвестора), которому он предоставлен

Статья 25. Защита прав пользователей недр

Права пользователей недрами охраняются законом и могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законодательством Украины.

Убытки, нанесенные нарушением прав пользователей недрами, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с законодательными актами Украины.

Статья 26. Прекращение права пользования недрами

Право пользования недрами прекращается в случае:

  1. если отпала потребность в пользовании недрами;
  2. окончания установленного срока пользования недрами;
  3. прекращения деятельности пользователей недр, которым они были предоставлены в пользование;
  4. пользования недрами с применением методов и способов, которые отрицательно влияют на состояние недр, приводят к загрязнению окружающей природной среды или вредных последствий для здоровья населения;
  5. использования недр не для той цели, для которой они были предоставлены, нарушение других требований, предусмотренных разрешением (лицензией) на пользование участком недр;
  6. если пользователь без уважительных причин в течение двух лет а для нефтегазоперспективных площадей и месторождений нефти и газа – 180 календарных дней не приступил к пользованию недрами;
  7. изъятие в установленном законодательством порядке предоставленного в пользование участка недр.

Право пользования недрами прекращается органом, который предоставил недры в пользование, а в случаях, предусмотренных пунктами 4,5,6 этой статьи, в случае несогласия пользователей, – в судебном порядке. При этом вопрос о прекращении права пользования земельным участком решается в установленном земельным законодательством порядке.

Законодательством Украины могут быть предусмотрены и другие случаи прекращения права пользования недрами.

Требования настоящей статьи не применяются к пользователям недрами по
соглашению о разделе продукции. В этом случае право пользования недрами может быть приостановлено, ограничено или временно запрещено (приостановлено) только в случае:

  1. прекращение (в том числе досрочного) действия соглашения о распределении продукции осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных таким соглашением;
  2. возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей или окружающей среде.

Особенности и условия ограничения или прекращения или временного запрета (остановки) пользования недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции определяются Законом Украины «О соглашениях о разделе продукции»

Статья 27. Лишение землевладельцев и землепользователей права пользования недрами

Землевладельцы и землепользователи могут быть лишены права добычи полезных ископаемых местного значения, торфа и пресных подземных вод и права пользования недрами для хозяйственных и бытовых потребностей в случае нарушения ими порядка и условий пользования недрами на предоставленных им в собственность или пользование земельных участках местными Советами народных депутатов или другими специально уполномоченными органами в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Глава 4. Плата за пользование недрами

Статья 28. Плата за пользование недрами

Пользование недрами является платным, кроме случаев, предусмотренных статьей 29 Кодекса о недрах Украины. Плата взимается за пользование недрами в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.

Плата за пользование недрами взимается в виде:

  1. платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых;
  2. платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Кроме того, за добычу нефти, природного газа и газового конденсата взимается рентная плата.

За выдачу специальных разрешений на пользование недрами взимается соответствующий сбор.

Плата за пользование недрами и рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат устанавливаются Налоговым кодексом Украины

Плата за пользование недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции взимается в соответствии с Законом Украины «О соглашениях о разделе продукции»

Статья 29. исключена

Статья 30. исключена

Статья 31. Распределение платы за пользование недрами

Плата за пользование недрами зачисляется в государственный и местные бюджеты согласно Бюджетного кодекса Украины.

Плата за пользование недрами, которая поступает в бюджет Автономной Республики Крым, в областные бюджеты и городские бюджеты городов Киева и Севастополя, распределяется между местными бюджетами соответственно Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими советами

Статья 32. исключена

Статья 33. исключена

Статья 34. Плата (сбор) за выдачу специальных разрешений

Размер платы за предоставление специальных разрешений на пользование недрами определяется по результатам аукциона. В случае предоставления разрешения без проведения аукциона взимается сбор, который рассчитывается исходя из начальной цены продажи такого разрешения на аукционе. Начальная цена продажи разрешения на аукционе рассчитывается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр исходя из стоимости запасов и ресурсов полезных ископаемых месторождений или участков недр в соответствии с методики, установленной Кабинетом Министров Украины

Статья 35. исключена

Статья 36. исключена

Раздел 2 – Кодекса о недрах Украины

Геологическое изучение недр

Статья 37. Проведение работ по геологическому изучению недр

Геологическое изучение недр осуществляется с целью получения данных о геологическом строении недр, процессах, которые происходят в них, проявлениях и оценках полезных ископаемых, изучение закономерностей их формирования и размещения, выяснение горнотехнических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых и использование недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Проведение работ по геологическому изучению недр организуется и координируется Государственным комитетом Украины по геологии и использованию недр на основании государственных комплексных или целевых программ, межотраслевых и отраслевых планов, проектов, соответствующих норм и правил.

Геологическое изучение недр, предусмотренное государственными программами, осуществляется, как правило, за счет средств, которые отчисляются добывающими предприятиями в государственный бюджет за ранее выполненные геологоразведочные работы. В отдельных случаях геологическое изучение недр может выполняться за счет прямых расходов государственного и местных бюджетов.

Местные Советы народных депутатов и органы исполнительной власти на местах содействуют проведению работ по геологическому изучению недр, которые выполняются согласно государственным программам, разрабатывают и реализуют соответствующие территориальные программы.

Статья 38. Требования по геологическому изучению недр

При геологическом изучении недр должны обеспечиваться:

  1. рациональное и эффективное проведение работ, связанных с геологическим изучением недр;
  2. экологически безопасное для жизни и здоровья людей состояние окружающей природной среды;
  3. полнота изучения геологического строения недр, горнотехнических, гидрогеологических и других условий разработки разведанных месторождений, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  4. достоверность определения количества и качества запасов всех полезных ископаемых и имеющихся в наличии в них компонентов, геологоэкономическая оценка месторождений полезных ископаемых;
  5. ведение работ методами и способами, которые бы исключали неоправданные потери полезных ископаемых, снижения их качества, избыточное разрушение грунтового покрова и загрязнение окружающей природной среды;
  6. размещение добытых горных пород и полезных ископаемых, которое бы исключало их вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье населения;
  7. сохранность разведывательных горных выделок и скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и в других целях, и ликвидация в установленном порядке выделок и скважин, которые не подлежат дальнейшему использованию;
  8. сохранения геологической и исполнительно-технической документации, образцов горных пород и руд, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Заказчиками работ могут оговариваться и другие требования относительно геологического изучения недр, которые не противоречат законодательству Украины.

Статья 39. Государственная регистрация и учет работ по геологическому изучению недр, геологическая информация

Работы по геологическому изучению недр подлежат обязательной государственной регистрации и учету с целью обобщения и максимального использования результатов изучения недр, а также предотвращения дублирования отмеченных работ.

Государственная регистрация и учет работ по геологическому изучению недр осуществляются Государственным информационным геологическим фондом Украины.

Условия распоряжения геологической информацией, в том числе и той, которая подлежит обязательной передаче в Государственный информационный геологический фонд Украины, определяются Положением о порядке распоряжения геологической информацией, которая разрабатывается на основании Кодекса о недрах Украины, законодательства о научно-технической информации и утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 40. Передача разведанных месторождений полезных ископаемых для промышленного освоения

Разведанные месторождения полезных ископаемых, в том числе техногенные, или их участки, запасы полезных ископаемых которых оценены, включаются в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых и передаются для промышленного освоения в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 41. Первооткрыватели месторождений полезных ископаемых

Лица, открывшие неизвестное ранее месторождение, имеющее промышленную ценность, или обнаружившие дополнительные запасы полезных ископаемых либо новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, существенно повышающие его промышленную ценность, признаются первооткрывателями.

Первооткрыватели имеют право на вознаграждение. Положение о первооткрывателях месторождений полезных ископаемых утверждается Кабинетом Министров Украины.

Раздел 3 – Кодекса о недрах Украины

Государственный учет месторождений, запасов и проявлений полезных ископаемых, а также участков недр, предоставленных в пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых

Статья 42. Государственный учет месторождений, запасов и проявлений полезных ископаемых

Месторождения, в том числе техногенные, запасы и проявления полезных ископаемых подлежат учету в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственном балансе запасов полезных ископаемых.

Государственный учет месторождений, запасов и проявлений полезных ископаемых осуществляется в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 43. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых содержит сведения по каждому месторождению, включенному в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, о количестве и качестве запасов полезных ископаемых и имеющихся в них них компонентах, горно-технических, гидрогеологических и других условий разработки месторождения и его геолого- экономической оценке, а также сведения о каждом проявлении полезных ископаемых.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр.

Статья 44. Государственный баланс запасов полезных ископаемых

Государственный баланс запасов полезных ископаемых содержит сведения о количестве, качестве и степени изучения запасов полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, их размещении, уровне промышленного освоения, а также сведения о добыче, потерях и обеспеченности общественного производства разведанными запасами полезных ископаемых.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр.

Статья 45. Государственная экспертиза и оценка запасов полезных ископаемых

Для определения промышленной ценности месторождений и оценки запасов полезных ископаемых по каждому месторождению устанавливаются кондиции на минеральное сырье, что составляют совокупность требований к качеству и количеству полезных ископаемых, горно-геологических и других условий разработки месторождения.

Кондиции на минеральное сырье разрабатываются с учетом рационального использования всех полезных ископаемых, а также имеющихся в наличии в них ценных компонентов и подлежат экспертизе Государственной комиссией Украины по запасам полезных ископаемых.

Порядок разработки кондиций на минеральное сырье устанавливается Государственной комиссией Украины по запасам полезных ископаемых.

Запасы полезных ископаемых разведанных месторождений, а также запасы полезных ископаемых, дополнительно разведанных в процессе разработки месторождений, подлежат экспертизе и оцениваются Государственной комиссией Украины по запасам полезных ископаемых в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Статья 46. Списание запасов полезных ископаемых

Добытые полезные ископаемые, запасы полезных ископаемых, которые потеряли промышленное значение, а также утраченные в процессе добычи или не подтверждены во время следующих геологоразведочных работ или разработки месторождения, подлежат списанию с учета горнодобывающего предприятия в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.

Результаты списания с учета запасов полезных ископаемых учитываются в Государственном информационном геологическом фонде Украины.

Статья 47. Государственный учет участков недр, предоставленных в пользование для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых

Участки недр, предоставленные для строительства и эксплуатации подземных сооружений и для других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежат государственному учету Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда.

Раздел 4 – Кодекса о недрах Украины

Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию горнодобывающих объектов, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Статья 48. Особенности проектирования горнодобывающих объектов, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Проектирование горнодобывающих объектов и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется на основании геологического и другого изучения недр с учетом комплексного развития региона и требований экологической безопасности.

Проектирование горнодобывающих объектов осуществляется после предварительного согласования в установленном законодательством порядке вопросов о предоставлении земельного участка и горного отвода.

Проекты строительства горнодобывающих объектов или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для захоронения отходов производства, других вредных веществ, сброса сточных вод, подлежат экологической, научно-технической и другим видам экспертизы и согласованию в порядке, установленном законодательством Украины.

Статья 49. Согласование мест расположения горнодобывающих объектов и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Места расположения горнодобывающих объектов и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения отходов производства, других вредных веществ и сброса сточных вод, до начала проектных работ соглашаются с органами государственного горного надзора, охраны окружающей природной среды, государственного санитарного надзора, с территориальными геологическими предприятиями, соответствующими Советами народных депутатов и другими заинтересованными органами.

Статья 50. Основные требования к проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию горнодобывающих объектов, объектов по переработке минерального сырья, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

В проектах строительства горнодобывающих объектов должны предусматриваться:

  1. расположение наземных и подземных сооружений, которое обеспечивает наиболее рациональное и эффективное использование запасов полезных ископаемых;
  2. способы проведения работ, системы разработки месторождений полезных ископаемых и технические схемы переработки (подготовки) минерального сырья, которые обеспечивают наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное изъятие с недр запасов полезных ископаемых, а также использование имеющихся в наличии в них компонентов;
  3. рациональное использование пород при разработке месторождений полезных ископаемых;
  4. складирование, хранение и определение порядка учета полезных ископаемых, которые временно не используются, а также отходов производства, которые содержат полезные компоненты;
  5. геологическое изучение недр, которые раскрываются в процессе строительства и эксплуатации горнодобывающий объектов, и составление геологической и маркшейдерской документации;
  6. рекультивация нарушенных земель, максимальное сохранение грунтового покрова;
  7. мероприятия, которые гарантируют безопасность людей, имущества и окружающей природной среды.

В проектах строительства объектов по переработке минерального сырья должны предусматриваться:

  1. применение технологических схем, которые обеспечивают рациональное и комплексное изъятие по добытому минеральному сырью имеющихся в наличии в ней компонентов, которые имеют промышленное значение;
  2. рациональное использование, утилизацию, обезвреживание или безопасное захоронение отходов переработки (шлака, пыли, сточных вод и тому подобное);
  3. складирование, хранение и определение порядка учета отходов производства, которые содержат полезные компоненты и временно не используются;
  4. мероприятия, которые гарантируют безопасность людей, имущества и окружающей природной среды.

При проектировании, строительстве и введении в эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, должны обеспечиваться рациональное использование добытых горных пород, а также выполнение требований, отмеченных в пунктах 5, 6, 7 части первой этой статьи, и других требований и правил в соответствии с законодательством Украины.

Запрещается введение в эксплуатацию новых и реконструируемых горнодобывающих объектов, объектов по переработке минерального сырья, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, если при их проектировании не соблюдены требования, предусмотренные этой статьей.

Раздел 5 – Кодекса о недрах Украины

Пользование недрами для разработки месторождений полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых

Статья 51. Порядок разработки месторождений полезных ископаемых и переработки минерального сырья

Разработка месторождений твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых и переработка минерального сырья осуществляются согласно утвержденным проектам и планам работ, правилами технической эксплуатации и охраны недр.

Правила технической эксплуатации, проекты и планы разработки месторождений полезных ископаемых и переработки минерального сырья соглашаются пользователями недр с Министерством охраны окружающей природной среды Украины и Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда в части соблюдения требований законодательства о недрах.

Статья 52. Квоты на добычу полезных ископаемых

С целью предотвращения отрицательных демографических, социальных и экологических последствий интенсивной добычи полезных ископаемых устанавливаются квоты на добычу отдельных видов полезных ископаемых.

Порядок установления квот на добычу полезных ископаемых утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 53. Основные требования при разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья

При разработке месторождений полезных ископаемых должны обеспечиваться:

  1. применения рациональных, экологически безопасных технологий добычи полезных ископаемых и изъятия имеющихся в наличии в них компонентов, которые имеют промышленное значение, недопущение сверхнормативных потерь и ухудшение качества полезных ископаемых, а также выборочного отрабатывания богатых участков месторождений, которое приводит к потерям запасов полезных ископаемых;
  2. осуществление доразведки месторождений полезных ископаемых и других геологических работ, проведение маркшейдерских работ, ведение технической документации;
  3. учет состояния и движения запасов, потерь и ухудшения качества полезных ископаемых, а также предоставления статистическим и другим государственным органам установленной законодательством отчетности;
  4. недопущение порчи разрабатываемых и соседних с ними месторождений полезных ископаемых в результате проведения горных работ, а также сохранение запасов полезных ископаемых месторождений, которые консервируются;
  5. складирование, хранение и учет полезных ископаемых, а также отходов производства, которые содержат полезные компоненты и временно не используются;
  6. рациональное использование раскрывающих пород и отходов производства;
  7. безопасное для людей, имущества и окружающей природной среды ведение работ.

При переработке минерального сырья должны обеспечиваться:

  1. соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, которые обеспечивают рациональное и комплексное изъятие полезных компонентов;
  2. учет и контроль за распределением полезных компонентов на различных стадиях переработки и степенью их изъятия по минеральному сырью;
  3. изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытно-технологических испытаний с целью усовершенствования технологии переработки минерального сырья;
  4. рациональное использование отходов переработки (шлака, пыли, сточных вод и тому подобное);
  5. складирование, учет и хранение отходов производства, которые содержат полезные компоненты и временно не используются.

При разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья должно обеспечиваться также соблюдение других требований, предусмотренных законодательством об охране окружающей природной среды.

Статья 54. Ликвидация и консервация горнодобывающих объектов

После выработки запасов полезных ископаемых, а также в случае, когда по технико-экономическими расчетами и другими обоснованиями дальнейшая разработка месторождений или его частей является нецелесообразной или невозможной, горнодобывающие объекты или участки этих объектов подлежат ликвидации или консервации.

В случае полной или частичной ликвидации или консервации горнодобывающего объекта горные выработки и скважины должны быть приведены в состояние, которое гарантирует безопасность людей, имущества и окружающей среды, а в случае консервации – гарантирует также и сохранение месторождений, горных выработок и
скважин на весь период консервации. В случае ликвидации горнодобывающих объектов должен быть решен также вопрос о возможно использование горных выработок и скважин для других целей общественного производства.

При ликвидации и консервации горнодобывающих объектов или их участков техническая, геологическая и маркшейдерское документация заполняется на момент завершения горных работ и передается в установленном порядке на хранение.

На горнодобывающих объектах, смежных с объектами, ликвидируются или консервируются, должны быть проведены мероприятия, гарантируют безопасность горных работ.

Ликвидация и консервация горнодобывающих объектов или их участков осуществляются по согласованию с органами государственного горному надзору и другими заинтересованными органами в порядке, установленном Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда.

Консервация и ликвидация горных объектов и других сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляются в порядке, предусмотренном таким соглашением

Статья 55. Порядок пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых

Пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений и для других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется по соответствующим проектам.

В проектах должны предусматриваться меры, обеспечивающие обезвреживание сточных вод, вредных веществ и отходов производства или локализацию их в определенных границах, а также предотвращающие их проникновение в горные выработки, на земную поверхность и в водные объекты.

В случае нарушения требований настоящей статьи сброса в недра сточных вод, захоронения вредных веществ и отходов производства должно быть ограничено, временно запрещено (остановлено) или прекращено органами государственного горного надзора или другими специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Раздел 6 – Кодекса о недрах Украины

Охрана недр

Статья 56. Основные требования в области охраны недр

Основными требованиями в области охраны недр являются:

  • обеспечение полного и комплексного геологического изучения недр;
  • соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
  • рациональное изъятие и использование запасов полезных ископаемых и имеющихся в наличии в них компонентов;
  • недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранение запасов полезных ископаемых, горных выделок и скважин, которые эксплуатируются или законсервированы, а также подземных сооружений;
  • охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, которые влияют на качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или усложняют их разработку;
  • предотвращение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдения установленного законодательством порядка использования этих площадей для других целей;
  • предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и других веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
  • соблюдение других требований, предусмотренных законодательством об охране окружающей природной среды.

Статья 57. Ограничение, временное запрещение (приостановление) или прекращение пользования недрами

В случае нарушения статьи 56 и других требований Кодекса о недрах Украины пользование недрами может быть ограничено, временно запрещено (остановлено) или прекращено органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, государственного горного надзора, государственного геологического контроля или другими специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, установленном законодательством Украины.

При пользовании недрами в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции право пользования недрами может быть приостановлено, ограничено или временно запрещено (приостановлено) на условиях и в порядке, предусмотренных Законом Украины «О соглашениях о разделе продукции» и таким соглашением, и только в случаях, указанных в части четвертой статьи 26 настоящего Кодекса

Статья 58. Застройка площадей залегания полезных ископаемых

Запрещается проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других объектов без предварительного геологического изучения участков недр, которые подлежат застройке.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых общегосударственного значения, а также строительство на участках их залегания сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются в исключительных случаях только по согласованию с соответствующими территориальными геологическими предприятиями и органами государственного горного надзора. При этом должны осуществляться мероприятия, которые бы обеспечивали возможность добычи с недр полезных ископаемых.

Порядок застройки площадей залегания полезных ископаемых общегосударственного значения устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых местного значения, а также размещение на участках их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются по согласованию с соответствующими местными Советами народных депутатов.

Статья 59. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность

Редкие геологические отслоения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, которые составляют особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном законодательством порядке объектами природно-заповедного фонда.

В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических пластов и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, что составляют интерес для науки и культуры, пользователи недр обязаны остановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом в заинтересованные государственные органы.

Раздел 7 – Кодекса о недрах Украины

Государственный контроль и надзор за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной

Статья 60. Задачи государственного контроля и надзора за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной

Государственный контроль и надзор за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной направлен на обеспечение соблюдения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами установленного порядка пользования недрами, выполнение других обязанностей относительно охраны недр, установленных законодательством Украины.

Статья 61. Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной

Государственный контроль за геологическим изучением недр (государственный геологический контроль) осуществляется Государственным комитетом Украины по геологии и использованию недр и его органами на местах.

Государственный надзор за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной, а также использованием и переработкой минерального сырья (государственный горный надзор) осуществляется Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда и его органами на местах.

Государственный контроль за использованием и охраной недр в пределах своей компетенции осуществляют местные Советы народных депутатов, органы исполнительной власти на местах, Министерство охраны окружающей природной среды Украины и его органы на местах.

Статья 62. Полномочия органов государственного геологического контроля по осуществлению контроля за геологическим изучением недр

Органы государственного геологического контроля проверяют:

  1. выполнение государственных программ геологоразведочных работ;
  2. выполнение решений по вопросам методического обеспечения работ по геологическому изучению недр;
  3. обоснованность применения методик и технологий, качество, комплексность, эффективность работ по геологическому изучению недр;
  4. полноту выходных данных о количестве и качестве запасов основных и совместно залегающих полезных ископаемых;
  5. своевременность и правильность государственной регистрации работ по геологическому изучению недр, наличие специальных разрешений (лицензий) на использование недр и выполнение предусмотренных ими условий;
  6. выполнение решений Государственной комиссии Украины по запасам полезных ископаемых;
  7. соблюдение во время опытной эксплуатации месторождений полезных ископаемых технологий, которые бы обеспечивали необходимое их изучение;
  8. сохранение разведывательных горных выделок и скважин для разработки месторождений полезных ископаемых, а также геологической документации, образцов пород, дубликатов проб, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр.

Органы государственного геологического контроля в пределах своей компетенции обеспечивают разрешение других вопросов относительно геологического изучения недр.

Органы государственного геологического контроля имеют право:

  1. прекращать все виды работ по геологическому изучению недр, которые проводятся с нарушением стандартов и правил и могут повлечь за собой порчу месторождений, существенное снижение эффективности работ или привести к значительным убыткам;
  2. останавливать деятельность предприятий и организаций, которые занимаются геологическим изучением недр без специальных разрешений или с нарушением условий, предусмотренных этими разрешениями;
  3. давать обязательные для выполнения указания (предписания) об устранении недостатков и нарушений во время геологического изучения недр.

Органам государственного геологического контроля в соответствии с законодательством Украины могут быть предоставлены и другие права относительно предотвращения и прекращения нарушений правил и норм геологического изучения недр.

Порядок осуществления государственного геологического контроля определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 63. Полномочия органов государственного горного надзора по осуществлению надзора за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной

Органы государственного горного надзора проверяют:

  1. полноту изучения месторождений полезных ископаемых, горнотехнических, инженерно-геологических, гидрогеологических и других условий их разработки, строительства и эксплуатации подземных сооружений, захоронения вредных веществ и отходов производства;
  2. своевременность и правильность введения в эксплуатацию разведанных месторождений полезных ископаемых;
  3. выполнение требований относительно охраны недр при ведении работ по их изучению, установлении кондиций на минеральное сырье и эксплуатации месторождений полезных ископаемых;
  4. правильность разработки месторождений полезных ископаемых;
  5. полноту добычи оцененных запасов полезных ископаемых и имеющихся в наличии в них компонентов;
  6. соблюдение установленного порядка учета запасов полезных ископаемых, обоснованность и своевременность их списания;
  7. соблюдение правил проведения геологических и маркшейдерских работ во время разработки месторождений полезных ископаемых;
  8. соблюдение правил и технологий переработки минерального сырья с целью обеспечения более полного изъятия полезных компонентов и улучшения качества конечной продукции;
  9. правильность и своевременность проведения мероприятий, которые гарантируют безопасность людей, имущества и окружающей природной среды, горных выделок и скважин от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
  10. разрешение других вопросов относительно надзора за использованием и охраной недр в пределах своей компетенции.

Органы государственного горного надзора имеют право:

  1. давать обязательные для выполнения указания (предписания) об устранении нарушений норм и правил ведения работ во время геологического изучения недр, их использования и охраны;
  2. в порядке, установленном законодательством Украины, прекращать работы, связанные с пользованием недрами, в случае нарушений соответствующих норм и правил;
  3. требовать от пользователей недр обоснования списания запасов полезных ископаемых;
  4. давать рекомендации относительно внедрения новых прогрессивных технологий переработки минерального сырья.

Органам государственного горного надзора законодательством Украины может быть предоставлены и другие права с целью предотвращения нарушений законодательства о недрах и их прекращении.

Порядок осуществления государственного горного надзора определяется Кабинетом Министров Украины.

Положения настоящей статьи в отношении соглашений о разделе продукции применяются с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины «О соглашениях о разделе продукции»

Раздел 8 – Кодекса о недрах Украины

Споры по вопросам пользования недрами. Ответственность за нарушение законодательства о недрах

Глава 5 – Разрешение споров по вопросам пользования недрами

Статья 64. Порядок рассмотрения споров по вопросам пользования недрами

Споры по вопросам пользования недрами рассматриваются органами государственного геологического контроля, государственного горного надзора, охраны окружающей природной среды, местными Советами народных депутатов, судом, арбитражным судом или третейским судом в порядке, установленном законодательством Украины.

Местные Советы народных депутатов решают споры по вопросам пользования недрами, связанные с разработкой месторождений полезных ископаемых местного значения, торфа, пресных подземных вод.

Истцы – Государственный комитет Украины по геологии и использованию недр, Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда, Министерство охраны окружающей природной среды Украины и их органы на местах – освобождаются от уплаты государственной пошлины в делах о взыскании средств и возмещении убытков, нанесенных государству вследствие нарушений законодательства о недрах.

Споры по вопросам пользования недрами, которые возникают с другими государствами, а также между иностранными юридическими лицами и гражданами и владельцем недр рассматриваются в соответствии с законодательством Украины.

Споры по вопросам пользования недрами на условиях раздела продукции решаются в соответствии с условиями, предусмотренными такими соглашениями, которые заключаются в соответствии с Законом Украины «О соглашениях о разделе продукции»

Глава 6 – Ответственность за нарушение законодательства о недрах

Статья 65. Ответственность за нарушение законодательства о недрах

Нарушение законодательства о недрах влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность согласно законодательству Украины.

Ответственность за нарушение законодательства о недрах несут лица, виновные в:

  • самовольном пользовании недрами;
  • нарушении норм, правил и требований относительно проведения работ по геологическому изучению недр;
  • выборочной выработке богатых участков месторождений, которая приводит к сверхнормативным потерям запасов полезных ископаемых;
  • сверхнормативных потерях и ухудшении качества полезных ископаемых при их добыче;
  • повреждениях месторождений полезных ископаемых, которые исключают полностью или существенно ограничивают возможность их дальнейшей эксплуатации;
  • нарушении установленного порядка застройки площадей залегания полезных ископаемых;
  • невыполнении правил охраны недр и требований относительно безопасности людей, имущества и окружающей природной среды от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
  • уничтожении или повреждении геологических объектов, что составляют особую научную и культурную ценность, наблюдательных режимных скважин, а также маркшейдерских и геодезических знаков;
  • незаконном уничтожении маркшейдерской или геологической документации, а также дубликатов проб полезных ископаемых, необходимых при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений;
  • невыполнении требований относительно приведения горных выделок и скважин, которые ликвидированы или законсервированы, в состояние, которое гарантирует безопасность людей, а также требований относительно сохранения месторождений, горных выделок и скважин на время консервирования.

Законодательными актами Украины может быть установлена ответственность и за другие нарушения законодательства о недрах.

Статья 66. Прекращение самовольного пользования недрами и застройки площадей залегания полезных ископаемых

Самовольное пользование недрами и застройка площадей залегания полезных ископаемых с нарушением установленного порядка прекращаются без возмещения понесенных расходов.

Статья 67. Возмещение ущерба, причиненного вследствие нарушений законодательства о недрах

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить убытки, нанесенные ими вследствие нарушений законодательства о недрах, в размерах и порядке, установленных законодательством Украины.

Раздел 9 – Кодекса о недрах Украины

Международные отношения

Статья 68. Предоставление недр в пользование иностранным юридическим лицам и гражданам

Иностранным юридическим лицам и гражданам недра в пользование и право на переработку минерального сырья предоставляются на конкурсной основе на основании соглашений (контрактов), которые заключаются в соответствии с требованиями Кодекса о недрах Украины и других законодательных актов Украины.

Порядок заключения контрактов на пользование недрами и переработку минерального сырья при участии иностранных юридических лиц и граждан определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 69. Международные договоры

Если международным договором Украины установлены другие правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины о недрах, то применяются правила международного договора.

Президент Украины Л. КУЧМА

г. Киев, 27 июля 1994 года
N 132/94-ВР

Заказать расчет работ
Цены
Дисконтная карта клиента
Сервисное обслуживание
Акции
Подписка на
россылку
Звоните:

(096) 917 27 57
(050) 956 19 01